Давать или не давать «на чай» ?

У многих из нас слово «чаевые» вызывает некоторое недоумение. Но все же существует традиция выплаты чаевых. Их давали во все времена и баловали в основном в ресторанах. Постепенно давать «на чай» стали и в других сферах обслуживания. Но спешить расщедриваться на чаевые не стоит. Есть ряд стран, где деньги «на чай» рассматриваются как взятка и даже оскорбление.

Кто-то не задумывается о чаевых, а для кого-то они стали привычкой. Отблагодарить курьера за быстро доставленный товар, официанта — за внимательное и расторопное обслуживание, а горничную — за вовремя принесенные свежие полотенца — правило, обязанность или жест доброй воли? Откуда пошла эта интересная традиция и почему мы называем ее «дать «на чай»?

О зарождении культуры «чаевых» существует немало версий. Вот к ним мы и обратимся за помощью. Благодарность или взятка?

Почему все-таки у многих из нас слово «чаевые» вызывает некоторое недоумение? Ведь представители обслуживающего персонала и без того должны быть приветливы, качественно оказывать услуги. В конце концов, они являются лицом своего заведения, рекламой своей фирмы.

Итак, для начала давайте усвоим одну простую вещь: чаевые — добровольное вознаграждение, выдаваемое клиентом обслуживающему персоналу в качестве благодарности за добросовестно выполненную работу. Выплачиваются они сверх счета. То есть мы можем таким образом отблагодарить официанта, таксиста, парикмахера, курьера, даже гардеробщика и т. п.

Иногда деньги, оставленные «на чай», составляют значительную, и даже большую, часть доходов. В некоторых заведениях величина официальной заработной платы подразумевает получение работником чаевых. Он должен как можно лучше исполнять свои обязанности, чтобы рассчитывать на хорошее вознаграждение и тем самым привлекать клиентов.

Однако есть и заведения, где администрация забирает чаевые. Как правило, в таком случае они делятся поровну на всех.

Выходит, что существует некая традиция выплаты чаевых. Откуда она берет свои корни, мы сейчас и узнаем. Хочешь чай — для начала заплати

Говорят, что еще в XIV веке в немецких городах пользовались услугами «носильщиков воды». Единственным источником чистой воды были колодцы, расположенные на городских площадях. Вода была бесплатной, и брать ее можно было в любом количестве. Вот и находились люди, которые помогали донести тяжелые ведра с водой до дома. В благодарность они получали «питьевые деньги» достоинством в один гульден.

Но помимо этой версии, существует ряд официальных.

Появление чаевых в русской культуре:

«Дать «на чай» означало расплатиться за стоимость самой мелкой расфасовки чая.

В купеческих домах XIX века традиция устраивать чаепитие говорила о теплых и дружеских отношениях между хозяевами и гостями. Давая на чай, люди как бы выражали сердечную благодарность.

Появление чаевых в западной культуре:

В Англии с появлением чая в XVIII веке среди высшего общества стало принятым послеобеденное время проводить в так называемых чайных садах. Наслаждаясь ароматным напитком, люди развлекали себя музыкой, танцами, представлениями. На столах, за которыми пили чай, стояли коробочки с надписью «T.I.P.S.» (To Insure Prompt Service). Чтобы обслуга приносила чай быстро и он не успевал остыть, в коробочки бросались монетки. Отсюда и слово в английском языке «tips», или чаевые.

У американцев было принято, придя в ресторан или бар, класть деньги на стол. В зависимости от того, понравилась ли кухня и обслуживание, клиент оставлял либо забирал деньги.

Как ни странно, но доплачивали и палачам, чтобы те скрашивали участь обреченных на смерть, делая ее быстрой и тем самым менее болезненной. Эта плата носила название «горловые».

Как видите, чаевые давали во все времена и баловали ими в основном в ресторанах. Но постепенно давать «на чай» стали и в других сферах обслуживания.

Но так было много лет назад. А как чаевые встречает наш век? На этот счет у разных стран разные взгляды. Современные чаевые

Отправляясь в поездку за рубеж, не забывайте, что вам придется постоянно сталкиваться с обслуживающим персоналом. К отелю вас доставит таксист, носильщик в целостности доставит вещи в номер и горничная не забудет поменять для вас постельное белье.

Но везде ли принято благодарить чаевыми? Об этом мы сейчас и поговорим. Чаевым здесь будут рады

Если вы отправляетесь в Турцию, то будьте готовы в ресторанах раскошелиться дополнительно на 5−10%, включаемых в счет, которые, скорее всего, заберет администрация. Поэтому если хотите отблагодарить персонал, то отдайте деньги прямо в руки. В этой стране чаевые — признак хорошего тона.

В Греции же деньги официанту давать не принято — их оставляют на столике. В кафе дают «на чай» в размере 5% от счета, в ресторанах — 10%. Можете добавить лишний евро.

А вот в Египте уже в отеле с вас попросят 22%, которые будут включены в счет. В ресторанах эта сумма составляет от 1 до 5 долларов.

Индия — страна, избалованная чаевыми до такой степени, что если вы окажетесь слишком щедры, то персонал будет не только обходителен, но иногда даже назойлив. Помните, что давать чаевые вы не обязаны. Свою работу здесь будут выполнять не хуже и без чаевых. Хотите поблагодарить — можете порадовать сувениром, рукопожатием и искренней улыбкой.

Что касается Испании и стран Скандинавии, то здесь нашего туриста любят и без чаевых. Их здесь от вас никто даже не ждет. Чаевые не возьмут

Но спешить расщедриваться на чаевые не стоит. Есть ряд стран, где деньги «на чай» рассматриваются как взятка и даже оскорбление.

В Японии к чаевым относятся весьма негативно.

В Китае любая плата поверх счета запрещена законом. Правда, здесь культура чаевых все же осторожно пробирается в дорогие рестораны. Чаевые включаются в счет. Единственная категория людей, которая будет всегда рада чаевым — это таксисты. Им вы можете заплатить больше, округлив названную сумму.

Что же касается России, то здесь культура чаевых несколько не прижилась. Дополнительную плату за услуги вписывают в счет некоторых ресторанов -10%. В кафе и барах посетители чаще всего не балуют денежными поощрениями официантов. Другой вариант — не забрать сдачу, оставив счет и деньги на столе. Реже чаевых удостаиваются парикмахеры, мастера ногтевого сервиса, заправщики авто, курьеры, бармены. Все по этикету

Конечно, чаевые вы давать не обязаны, но если хотите поблагодарить человека за качественно выполненную работу:

Не чувствуйте себя скованно, ведь вы не делаете ничего предосудительного.

Отдавайте деньги прямо в руки, глядя в глаза и улыбаясь представителю персонала.

Если у вас осталось мало денег — лучше не давать чаевых вообще, чем дать мало. Этим вы можете обидеть.

Горничной чаевые оставляют на кровати. Если вы оставили их на столике или на тумбочке, она может решить, что вы просто забыли свои деньги.

Курьеру «на чай» отдают прямо в руки, когда вы с ним решаете попрощаться.

Официантам принято чаевые класть прямо на счет. Молча оставлять сдачу не очень приветствуется. Можно отдавать прямо в руки.

Если, скажем, в ваш туристический бюджет не входит графа под чаевые, то подумайте заранее, как мягко отказать в денежном поощрении персоналу, если он его ждет. Не забудьте в этом случае хотя бы искреннее «спасибо».

Но лучше все-таки предусмотреть затраты на чаевые заранее. Узнайте, кому и сколько оставляют «на чай» в той стране, куда вы собрались поехать. Не забывайте, что где-то чаевые вообще не принимают.

Мы пользуемся услугами разного характера почти каждый день. А когда отдыхаем у себя на родине или за рубежом, обслуживающий персонал — иногда основной контингент, с которым нам приходится общаться. Хотим мы этого или нет, но традиция чаевых имеет место быть. И вы можете относиться к ней как угодно, приветствовать или отвергать. Но в любом случае чаевые — поощрение добровольное, впрочем, как и любая благодарность. А самое главное, чтобы она была искренней.


08:04 30.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Читаемые

Что в парке растет? Густав Вигеланд и его «Сад люд

Осенью 1985 года я путешествовала на корабле «Эстония» по Северному и Балтийскому морям....

Вкусные рецепты: Блины дрожжевые.заварные, сырный

Блины дрожжевые.заварныеВ кастрюлю 5-6 литров, налить 750 мл. молока, чуть подогреть, что-бы оно был...

Детские автомобильные кресла

Давно уже автокресла являются обязательным требованием при перевозке детей в автомобилях в Европе и ...

Бабочка лучше жены

Коллекции насекомых в городе Кирове периодически показывают. Но та, что, проездом из Петербурга, го...

Самое безопасное место для детского автокресла

До недавнего времени мнения на этот счет разнились. В сознании у людей до сих пор бытует распростран...

Где взять деньги, чтобы купить все, что хочется?

Почему, несмотря на то что многие люди каждый день читают «правильные» статьи, пересылаю...

Дизайн штор

Кто не слышал про любовь жителей Москвы к оригинальности? Наверное, таких не сыскать ни в самой Моск...

Прокат машины: достоинства и особенности данной ус

Аренда автомобиля – относительно новая услуга на транспортном рынке. Тем не менее она уже успе...

Питер де Хох. «Материнская обязанность» - искать в

Расскажи, да расскажи о Питере де Хох… О том голландском художнике, что любил срисовывать, а ...

Какие сериалы смотреть с июля? «Девушка познает ми

Лето вступило в свою вторую фазу, и количество сериальных премьер значительно снизилось. Особо преда...



О портале:

Наш сайт создан для людей, желающих постоянно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш интернет портал удобным для чтения.

Занимательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем веб-сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.