Из истории паровозов. Как железная дорога стала узким звеном социалистической индустриализации?

Проходивший с 18 по 31 декабря 1925 года XIV съезд ВКП (б), на который со всего Союза в Москву съехались 1306 делегатов, вошел в историю как «съезд индустриализации», поскольку именно на нем была поставлена задача преобразования страны из аграрной в индустриальную. Но поставить задачу и приступить к её реализации — разные, вообще-то, вещи, отличные друг от друга не только по своей смысловой составляющей, но и по времени.

«Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР» были приняты двумя годами позже, уже на XV съезде. И именно они, пятилетние планы, или как мы привыкли говорить — пятилетки, стали в тот период времени основным организационным механизмом, с помощью которого и осуществлялась социалистическая индустриализация.

Успехи первой пятилетки, о досрочном выполнении которой было объявлено в конце 1932 г., были впечатляющими. За четыре года и три месяца производство автомобилей в СССР увеличилось почти в 30 (!) раз (2988%), металлообрабатывающих станков — почти в 10 (985%), электроэнергии — в 2,7 раза. Но несмотря на эти несомненные успехи, к началу 30-х годов выявились и узкие звенья в экономике страны, тормозившие начавшееся поступательное движение вперед и ставившие под сомнение выполнение основной задачи, стоявшей тогда на повестке дня, — задачи индустриализации. Одним из таких «отстающих» стал железнодорожный транспорт.

Основным грузовым магистральным локомотивом на тот период времени был паровоз серии Э. Изумительная машина! С целым комплексом положительных характеристик, которые были востребованы при восстановлении народного хозяйства страны после гражданской войны. Они же в годы Великой Отечественной позволили ему стать тем локомотивом, которым, в подавляющем большинстве, формировались знаменитые колонны особого резерва Наркомата путей сообщения и на чьи плечи лег практически весь груз военных перевозок.

Но спроектирован он был известным российским конструктором паровозов Вацлавом Лопушинским в… 1909 году. Конечно, за прошедшие годы многое изменилось. И задачи, поставленные первой пятилеткой перед железнодорожниками, привели к тому, что технические характеристики паровоза серии Э (мощность, коммерческая скорость) перестали их удовлетворять. Страна остро нуждалась в более мощном и скоростном локомотиве, способном справляться со значительно возросшим грузооборотом.

Проблема упиралась в то, что советские паровозостроители не делали машин подобного класса. Более того, у них даже не было соответствующего производственного опыта. Поэтому было принято решение закупить такие локомотивы за границей. Уже 11 октября 1930 г. из США в Ленинград прибыли 10 таких машин. По 5 паровозов Американской локомотивной компании серии Та с колесной формулой 1−5-2 и завода Болдвин серии Тб, несколько иного типа — 1−5-1.

Но даже небольшой период их эксплуатации ясно показал, что «американцы» — не выход из положения. Они были очень тяжелые. А это, в свою очередь, приводило к разрушению верхнего строения железнодорожного пути. И всё же деньги, потраченные на их приобретение, не были выброшены на ветер. Именно эти, американские, паровозы показали направление, в котором надо двигаться. Но уже самим.


03:46 04.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Стоит прочесть

Удобство и комфорт, постельное белье сатин 3D

Уют в доме устраивается за счет обычных деталей: удобного кресла, неяркого освещения и мягкой постел...

Скандинавский аукцион - реальность или прошлое?

На различных интернет-аукционах в розыгрыше есть самые разные призы на любой вкус и цвет: телефоны,...

Как подобрать нужные и где лучше купить измельчите

Оборудование для мясопереработки понадобится для выпуска соответствующей продукции. Вы подберете его...

Вкусные рецепты: Салат "Гнездо глухаря",

Салат "Гнездо глухаря"Картофель нарезать соломкой и обжарить. Грибы обжарить с луком. Смешать с карт...

Создание 3d модели

Мир не замер в неподвижности. Технологии расширяются, заставляя виртуальные миры теснее соединяться ...

Микропроцессоры. Общие сведения о микропроцессорах

Микропроцессор - это большая интегральная схема, как программируемое управляемое устройство.Микропро...

Как нужно выбирать поставщика аккумуляторов для ск

Тяговые аккумуляторы имеют довольно разнообразную сферу применения, однако ключевым направлением ост...

Является ли перевод панацеей от проблем в школе?

Давайте вспомним своих первых учителей, на них хотелось равняться, им хотелось подражать, они болели...

Тайвань: что удивительного кроется в этом месте?

Тайвань — это небольшой остров, который располагается в водах Тихого океана, недалеко от ...

Записываем CD и DVD диски с помощью Nero Express

Запись CD/DVD дисков. Программа Nero Express и Nero Burning Rom как основной инструмент для записи д...



Развивая портал:

Наш сайт создан для людей, желающих постоянно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш интернет портал удобным для чтения.

Занимательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем веб-сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.