Из истории паровозов. Как железная дорога стала узким звеном социалистической индустриализации?

Проходивший с 18 по 31 декабря 1925 года XIV съезд ВКП (б), на который со всего Союза в Москву съехались 1306 делегатов, вошел в историю как «съезд индустриализации», поскольку именно на нем была поставлена задача преобразования страны из аграрной в индустриальную. Но поставить задачу и приступить к её реализации — разные, вообще-то, вещи, отличные друг от друга не только по своей смысловой составляющей, но и по времени.

«Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР» были приняты двумя годами позже, уже на XV съезде. И именно они, пятилетние планы, или как мы привыкли говорить — пятилетки, стали в тот период времени основным организационным механизмом, с помощью которого и осуществлялась социалистическая индустриализация.

Успехи первой пятилетки, о досрочном выполнении которой было объявлено в конце 1932 г., были впечатляющими. За четыре года и три месяца производство автомобилей в СССР увеличилось почти в 30 (!) раз (2988%), металлообрабатывающих станков — почти в 10 (985%), электроэнергии — в 2,7 раза. Но несмотря на эти несомненные успехи, к началу 30-х годов выявились и узкие звенья в экономике страны, тормозившие начавшееся поступательное движение вперед и ставившие под сомнение выполнение основной задачи, стоявшей тогда на повестке дня, — задачи индустриализации. Одним из таких «отстающих» стал железнодорожный транспорт.

Основным грузовым магистральным локомотивом на тот период времени был паровоз серии Э. Изумительная машина! С целым комплексом положительных характеристик, которые были востребованы при восстановлении народного хозяйства страны после гражданской войны. Они же в годы Великой Отечественной позволили ему стать тем локомотивом, которым, в подавляющем большинстве, формировались знаменитые колонны особого резерва Наркомата путей сообщения и на чьи плечи лег практически весь груз военных перевозок.

Но спроектирован он был известным российским конструктором паровозов Вацлавом Лопушинским в… 1909 году. Конечно, за прошедшие годы многое изменилось. И задачи, поставленные первой пятилеткой перед железнодорожниками, привели к тому, что технические характеристики паровоза серии Э (мощность, коммерческая скорость) перестали их удовлетворять. Страна остро нуждалась в более мощном и скоростном локомотиве, способном справляться со значительно возросшим грузооборотом.

Проблема упиралась в то, что советские паровозостроители не делали машин подобного класса. Более того, у них даже не было соответствующего производственного опыта. Поэтому было принято решение закупить такие локомотивы за границей. Уже 11 октября 1930 г. из США в Ленинград прибыли 10 таких машин. По 5 паровозов Американской локомотивной компании серии Та с колесной формулой 1−5-2 и завода Болдвин серии Тб, несколько иного типа — 1−5-1.

Но даже небольшой период их эксплуатации ясно показал, что «американцы» — не выход из положения. Они были очень тяжелые. А это, в свою очередь, приводило к разрушению верхнего строения железнодорожного пути. И всё же деньги, потраченные на их приобретение, не были выброшены на ветер. Именно эти, американские, паровозы показали направление, в котором надо двигаться. Но уже самим.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 03:46 04.11.2017 Isritz.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Популярное

Первый раз в детский сад. Как подготовить малыша к

Вы уже окончательно решили сдавать свое чадо в садик? Тогда вам просто необходимо хорошо подготовиться к этому морально и, конечно же, провести предварительную работу с ребенком. Какую именно? Да...

Mercedes-Benz G — описание, история, характе

При первой встрече с таким автомобилем как Мерседес Гелендваген, у многих людей завораживает дух — именно так большинство любителей этой модели, описывают этого монстра. С начала 1980 года эта м...

Информационный бизнес

Наши мысли имеют интересное свойство к реализованию на практике. Все о чем мы мечтали когда – то рано или поздно воплощается в жизнь. Инфобизнес, лет так пятнадцать назад также был достаточно ту...

Что такое болезни-невидимки?

Сказав «невидимки», я прибегнул к метафоре, ибо таких болезней в полном смысле слова в природе не существует. Все они чем-то проявляют себя, имеют определённое клиническое ядро, набор симп...

О портале:

Наш сайт создан для людей, желающих постоянно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш интернет портал удобным для чтения.

Занимательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем веб-сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.