Из истории паровозов. Как железная дорога стала узким звеном социалистической индустриализации?

Проходивший с 18 по 31 декабря 1925 года XIV съезд ВКП (б), на который со всего Союза в Москву съехались 1306 делегатов, вошел в историю как «съезд индустриализации», поскольку именно на нем была поставлена задача преобразования страны из аграрной в индустриальную. Но поставить задачу и приступить к её реализации — разные, вообще-то, вещи, отличные друг от друга не только по своей смысловой составляющей, но и по времени.

«Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР» были приняты двумя годами позже, уже на XV съезде. И именно они, пятилетние планы, или как мы привыкли говорить — пятилетки, стали в тот период времени основным организационным механизмом, с помощью которого и осуществлялась социалистическая индустриализация.

Успехи первой пятилетки, о досрочном выполнении которой было объявлено в конце 1932 г., были впечатляющими. За четыре года и три месяца производство автомобилей в СССР увеличилось почти в 30 (!) раз (2988%), металлообрабатывающих станков — почти в 10 (985%), электроэнергии — в 2,7 раза. Но несмотря на эти несомненные успехи, к началу 30-х годов выявились и узкие звенья в экономике страны, тормозившие начавшееся поступательное движение вперед и ставившие под сомнение выполнение основной задачи, стоявшей тогда на повестке дня, — задачи индустриализации. Одним из таких «отстающих» стал железнодорожный транспорт.

Основным грузовым магистральным локомотивом на тот период времени был паровоз серии Э. Изумительная машина! С целым комплексом положительных характеристик, которые были востребованы при восстановлении народного хозяйства страны после гражданской войны. Они же в годы Великой Отечественной позволили ему стать тем локомотивом, которым, в подавляющем большинстве, формировались знаменитые колонны особого резерва Наркомата путей сообщения и на чьи плечи лег практически весь груз военных перевозок.

Но спроектирован он был известным российским конструктором паровозов Вацлавом Лопушинским в… 1909 году. Конечно, за прошедшие годы многое изменилось. И задачи, поставленные первой пятилеткой перед железнодорожниками, привели к тому, что технические характеристики паровоза серии Э (мощность, коммерческая скорость) перестали их удовлетворять. Страна остро нуждалась в более мощном и скоростном локомотиве, способном справляться со значительно возросшим грузооборотом.

Проблема упиралась в то, что советские паровозостроители не делали машин подобного класса. Более того, у них даже не было соответствующего производственного опыта. Поэтому было принято решение закупить такие локомотивы за границей. Уже 11 октября 1930 г. из США в Ленинград прибыли 10 таких машин. По 5 паровозов Американской локомотивной компании серии Та с колесной формулой 1−5-2 и завода Болдвин серии Тб, несколько иного типа — 1−5-1.

Но даже небольшой период их эксплуатации ясно показал, что «американцы» — не выход из положения. Они были очень тяжелые. А это, в свою очередь, приводило к разрушению верхнего строения железнодорожного пути. И всё же деньги, потраченные на их приобретение, не были выброшены на ветер. Именно эти, американские, паровозы показали направление, в котором надо двигаться. Но уже самим.


03:46 04.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Познавательное

AEG презентует обновленную линейку «малых» ИБП – P

«Компактные» источники бесперебойного питания производства AEG позиционируются как решения для защи...

Как лучше сохранить чеснок?

Я использую для еды только выращенный собственноручно на дачном огороде чеснок, поэтому убежден, что...

Хотите купить YotaPhone?

Вот есть, например, российские компании: Rover, Prestigio, Texet. Занимают своей продукцией бюджетну...

Установки для обработки воды

В настоящее время созданы и начали широко внедряться в системах отопления, горячего оборотного водос...

Datsun on-DO. Почему, если на АвтоВАЗе собрать япо

Анекдот недавних времен. Приезжают на ВАЗ представители японской фирмы и ну критиковать российских а...

Активный образ жизни, больше движения

Многие из нас устают на работе, постоянно утомляются от быстрого темпа жизни, постоянного стресса, п...

Как играть в рулетку

Как играть в рулетку Играть в рулетку увлекательно, азартно и выгодно. У профессиональных игроков в...

Передовые технологии BPM-Technologies – прорыв в о

Цинкование металла – эффективный и современный метод защиты изделий от коррозии. Он является оптимал...

Флектарн. Как был разработан самый эффективный в Е

Необходимость спрятать солдата от глаз противника военные осознали уже давно. И не только солдата. Е...

Ниссан Ноут - городской авто

Множество жителей городов, мегаполисов, нуждаются в хорошем автомобиле, чтобы свободно и без про...



Новости развития информационнного портала:

Наш сайт создан для людей, желающих постоянно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш интернет портал удобным для чтения.

Занимательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем веб-сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.