Как самолет «Родина» летал из Москвы на Дальний Восток? Предыстория

Это было удивительное и легендарное время. Тридцатые годы прошлого столетия — годы бурного развития авиации. Новые самолеты, созданные в К Б Туполева, Ильюшина и других знаменитых отечественных авиаконструкторов, были способны летать на очень длинные расстояния. Но подобные самолеты создавались не только в нашей стране. Началась гонка за мировыми рекордами.

Казалось бы, зачем нужны мировые рекорды высоты, дальности, грузоподъемности? Странный вопрос. Ведь это доказательство могущества страны, ее вооруженных сил, ее оборонного потенциала.

Уже на заре эры воздухоплавания в июне 1905 года на Олимпийском конгрессе в Брюсселе было принято историческое решение создать в каждой стране «ассоциации для регулирования спортивных полетов и на их основе сформировать всемирную аэронавтическую федерацию для регулирования различных мероприятий, продвижения вопросов науки и спорта в области аэронавтики».

14 октября 1905 года была зарегистрирована международная авиационная федерация (ФАИ) со штаб-квартирой в Лозанне. И сразу же начали регистрироваться мировые авиационные рекорды. Рекорды принято устанавливать на соревнованиях. Вот ФАИ и провела в Реймсе под Парижем в августе 1909 года первые международные соревнования, в которых принял участие 21 летчик. Соревновались они в трех дисциплинах: дальности, скорости и высоте полета, что соответствует олимпийскому девизу «Быстрее, выше, сильнее».

Россия вступила в ФАИ с некоторым опозданием. Лишь в 1908 году был создан Императорский Всероссийский аэроклуб, который в декабре 1909 года вступил в ФАИ с правом регистрировать в ней мировые авиационные рекорды, установленные в России, а также выдавать действительные повсеместно летческие дипломы. Естественно, что после революции Россия была исключена из ФАИ: той страны не стало, а новую никто признавать не спешил. К середине тридцатых годов ситуация кардинально изменилась и в марте 1935 года в нашей стране был создан Центральный аэроклуб СССР. Через полгода он стал членом ФАИ, а в марте 1936 года получил право регистрировать всесоюзные рекорды по авиационным видам спорта и направлять материалы в ФАИ для утверждения их в качестве мировых рекордов.

К этому времени ФАИ зарегистрировала более 100 мировых рекордов, и вот в эту гонку устремились советские авиаторы. К концу 1936 года ситуация была такой: из 132 официальных мировых рекордов советским летчикам принадлежало 6. На 1 января 1962 года цифры значительно изменились: рекордов стало 485, а нам принадлежало уже 213, к 1975 году из общего числа мировых рекордов — 607, советским авиаторам принадлежало 231 достижение.

Дальнейшее развитие авиации также способствовало установлению мировых рекордов, их количество на конец 2000 года превысило 7000, из них 2674 принадлежало спортсменам России.

Бывали случаи, когда количество установленных в одном полете рекордов само по себе становилось рекордом. Так 22 марта 1989 года за 3,5 часа полета самолета АН-225 было установлено сразу 110 новых мировых достижений, таких как максимальный вес груза, максимальная взлетная масса, рекорды скорости, высоты, дальности для самолетов такого типа и куча других. В книге рекордов Гиннесса зафиксирована соответствующая информация.

Однако вернемся в предвоенное время…

Первый в мире одиночный перелет через Атлантический океан был совершен 20−21 мая 1927 года, когда американец Чарльз Линдберг, вылетев из Нью-Йорка, через 33,5 часа приземлился в Ле Бурже под Парижем.

Женщины принимали весьма активное участие в этой гонке. В 1935 году американка Амелия Эрхарт, вылетев с Гавайских островов, через 18 часов приземлилась в Окленде в Калифорнии. Таки образом, впервые был пересечен Тихий океан. К несчастью, при попытке совершить облет Земли в июле 1937 года Эрхарт погибла.

К середине тридцатых годов американские летчицы владели большинством мировых авиационных рекордов, но тут на сцене появились русские. Валентина Гризодубова в октябре 1937 года на одномоторном самолете в течение получаса пролетела 100 километров со средней скоростью 218 км/ч, побив таким образом рекорд американки Аннеты Джинсон на 19 километров. Этим она не удовлетворилась и через два дня на двухместном спортивном гидроплане с бортмехаником Катей Слобоженко поднялась с Москвы-реки и пролетела 100 километров со скоростью 200 км/ч, превысив рекорд американки Моури, скорость которой была 127 км/ч. Еще через полчаса, сменив крылатого коня, она побила рекорд другой американки — Маргариты Теннер, которая на одноместном гидросамолете пролетела 100 километров со скоростью 167 км/ч, а вот Гризодубова то же расстояние преодолела со скоростью 190 км/ч.

Через некоторое время Валентина Гризодубова со штурманом Мариной Расковой пролетели за 7 часов 23 минуты от Москвы до Актюбинска на спортивном самолете 1444 километра, при этом почти в два раза превысили мировой рекорд дальности. Это был уже четвертый рекорд Гризодубовой за год.

Всего за пять лет — с 1937 по 1941 — ФАИ зарегистрировала 124 мировых рекорда советских спортсменов. Таким образом, почти треть всех авиационных рекордов перебралась из-за океана и Европы в Советский Союз.

Оставался самый престижный мировой рекорд дальности полета, он был установлен французской летчицей Дюперон в 1938 году и составлял 4600 километров. В то время считалось, что он не может быть побит.

Нарком обороны СССР Климент Ворошилов поставил перед Центральным Аэроклубом СССР задачу — подготовить женский экипаж, который на имеющихся в то время самолетах сможет решить эту сложнейшую задачу: установить новый мировой рекорд дальности.

Этим и решили заняться три мужественные женщины: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова.

Продолжение следует…


22:04 19.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Читаемые

Аренда машины в Крыму: как можно избежать ошибок?

Путешественники и бизнесмены в поездках все чаще предпочитают брать транспортные средства напрокат. ...

Большой выбор мебели в Пензе

Приобретение предметов мебели в силу многообразия материалов и форм представляется на сегодняшний де...

Патрон .338 Lapua Magnum обр. 1987 г. Почему этот

История создания первого военного патрона для точной сверхдальней, свыше 1500 м, стрельбы начал...

Питер де Хох. «Материнская обязанность» - искать в

Расскажи, да расскажи о Питере де Хох… О том голландском художнике, что любил срисовывать, а ...

Как фэнтези-песня про девушку с жемчужными волосам

На сборниках баллад немецкой группы SCORPIONS, выпущенных с 1994 года можно встретить композицию под...

Новые забавные идеи, зимние поделки своими руками

Мне частенько приходилось сталкиваться с трудностями развития детей. Сегодня считают, что нынешние д...

Не доверяйте ремонт кардана кому-либо

Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения, которое периодически выходит из строя. Д...

Составлен рейтинг потенциально безработных политик

По данным, которые недавно привел министр образования и науки России Андрей Фурсенко, около 50% выпу...

Производственное оборудование: как купить все необ

Подбор оборудования – важнейший этап оснащения производственного цеха. Помимо основных мощност...

Для чего компании нужен фирменный стиль

Каждый грамотный руководитель компании стремится, чтобы его фирма выделялась среди аналогичных предп...



Развивая портал:

Наш сайт создан для людей, желающих постоянно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш интернет портал удобным для чтения.

Занимательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем веб-сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.