Есть ли будущее у краудфандинга в России?
Это выражение сейчас на слуху и в росссийской интернет-братии. Совершенно случайно оно зацепило меня на одном известном портале, и захотелось узнать поближе, что же это за диковинка такая.
Но оказывается, модное сейчас слово хорошо знакомо в российской глубинке еще со старых времен. «С миру по нитке» — таков был закон взаимовыручки в деревнях, когда приходилось кому-то трудно после пожара или наводнения. Помогали, чем могли: кто деньги приносил, кто одежду, а кто помогал строить новый дом.
Сострадание и милосердие жило и живет в сердцах многих. Далеко ходить не нужно, вот последнее осеннее наводнение в Амурской области и Хабаровском крае показало, как отзывчив народ в такие минуты. Но определение «с миру по нитке», о котором идет речь в статье, только косвенно может иметь отношение к милосердию.
Краудфандинг — таково английское слово, которое на наш язык можно дословно перевести как выражение — «с миру по нитке». Первая часть слова — «сrowd» означает — толпа, а вторая «funding» переводится как финансирование. Вместе же оно означает — «с миру по нитке», или же помощь в финансировании какого-либо проекта.
И такое софинансирование различного вида идей, популярное за рубежом, теперь набирает силу и в русском Интернете. Суть этого понятия заключается в том, что есть люди, у которых имеются идеи или уже разработаны готовые проекты, но не хватает финансовой составляющей для их реализации. В таком случае они просят денежную помощь у интернет-сообществ, для чего размещают описание проекта на сайте, а также дают реквизиты, по которым собираются пожертвования.
Естественно, за такую помощь обычно обещают и какое-либо вознаграждение. Стоимость таких сборов может составлять от сотен долларов до нескольких тысяч. Почему можно сказать, что это именно инвестирование, а не пожертвование? Ведь, как известно, инвестор в любом случае, вкладывая деньги в проект, надеется вернуть капитал в долгосрочной перспективе с прибылью. Или же получить какой-либо бонус за вложение своих денег.
Краудфандинг также предполагает возврат средств, но в виде неких бонусов. Это может быть билет на концерт или посещение музеев, в строительство которых вошли инвестиционные деньги. На Западе такое «софинансирование» существует уже не менее пяти лет. Открыты несколько сервисов, где помещаются объявления о новых проектах и производится сбор средств.
Так, например, на американском сервисе Kickstarter недавно была собрана рекордная сумма в 10 миллионов долларов. Но будет ли такой сервис развит и у нас в России, предсказать сложно. Хотя начало уже положено, открыты несколько площадок, на них желающие выставляют свои проекты и сумму, которую требуется собрать. Но в нашей стране не так развиты финансовые институты, ни технологии, а также существует, причем небезосновательно, опасение, что деньги уйдут на ветер, как говорится — не в тот карман.
Но все же основной сложностью краудфандинга в России считается недостаточная правовая база такого сервиса в российских реалиях. Попытки запустить площадки, подобные американским, были неоднократно, но многие из них упирались не только в юридические проволочки, но и также в сложность налоговых отчетов, да и сами налоги превращают в нулевой результат подобные проекты.
Но, несмотря на трудности, в России на данном этапе работает 14 платформ: восемь из них классического краудфандинга, 1 краудинвестинга и 5 благотворительных площадок. Крупнейшей на данный момент платформой признана платформа Boomstarter. Определялось это по количеству проектов. В большинстве случаев такие площадки специализируются на творческих проектах. Какие существуют на сегодняшний день краудфандинги?
Это прежде всего — музыкальный краудфандинг. Музыканты, не желая переплачивать посредникам, но не имея достаточных средств, чтобы записать альбом, выставляют свой проект для сбора финансов. Те слушатели, которым понравилось исполнение, помогают деньгами музыкальным коллективам. Краудфандинг широко применяется и в архитектуре, и в скульптуре. Множество памятников и интересных зданий построено на собранные людьми деньги.
Стоит заметить, что строительство храмов на собранные прихожанами пожертвования тоже можно отнести к краудфандингу, правда бонусом здесь может служить только духовная составляющая. Будет ли и дальше развиваться система частного софинансирования интересных проектов в России, покажет время. Это зависит не только от заинтересованности населения, но также и от благоприятной финасовой обстановки в стране, которая пока не внушает оптимизма, судя по оценкам экспертов от экономики…