Что в парке растет? Густав Вигеланд и его «Сад людей»
Осенью 1985 года я путешествовала на корабле «Эстония» по Северному и Балтийскому морям. Побывала в шести странах — в Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Англии и Франции. Корабля этого уже нет, но остались воспоминания о том круизе и очень яркие впечатления от посещения Фрогнер-парка в Осло.
Норвежский скульптор Густав Вигеланд около 43 лет трудился над воплощением своей мечты, в результате на свет появилось удивительное творение. Это своеобразный «Сад людей». Парк занимает 32 гектара, в нем расположено 650 скульптур. Все в парке планировалось самим скульптором. Вигеланд показал человека со всеми его пороками и страстями, с мыслями и переживаниями. В скульптурных композициях видны отношения отца и сына, отца и дочери, матери и ребенка. Очень выразительно показаны работой скульптора любовь, забота, отношения стариков, юношей и девушек.
Вход и выход в Фрогнер-парк оформлены своеобразно: на решетке при входе изображены мужчины, а при выходе — женщины.
Вигеланд создал свой парк в четырех уровнях. При входе в парк проходим мост, с двух сторон которого расположились бронзовые скульптуры, прославляющие отцовство. В основном это скульптуры отца с ребенком или отца, играющего с малышами. Мост — это и есть первый уровень. В начале моста и в его конце находятся четыре фигуры, которые стараются победить чудовище, и только один из них остается победителем. Вот так и мы в течение своей жизни боремся с грехами и в борьбе не всегда выходим победителями.
Здесь же, на мосту, и скульптура рассерженного, плачущего мальчика, которая стала символом Осло и изображается на открытках и сувенирах. Фигурка совсем маленькая — в натуральную величину. Можно пройти, не заметив ее, но у скульптуры всегда останавливается много туристов — фотографируются. В результате левая рука отполирована до блеска — дотрагиваются, чтобы родить ребёнка. На мосту расположились 58 скульптур — от главных ворот до фонтана.
Спустившись под мост, оказываемся на «детской» площадке. В центре круга расположена скульптура зародыша, которого окружают фигурки детей.
Далее подходим к красивому фонтану. Это — второй уровень и самая ранняя работа Вигеланда, размещенная в парке. Струи воды настолько сильны, что своими брызгами создают туман, из-за которого с трудом в центре фонтана можно разглядеть шесть мужчин, держащих чашу жизни с ее трудностями. У всех мужчин разные позы, и каждый по-своему относится к своей обязанности жить. Для самого молодого — этот груз непосилен, тот, кто постарше, стоит гордо, как бы бросает вызов своей судьбе, а самый старый склонился к земле под тяжестью груза. Фонтан очень красив. Гранитный постамент оформлен переплетениями человеческих тел со стволами и ветками деревьев.
Пройдя от фонтана широкими лестницами, поднимаемся на третий уровень. Это Монолит, состоящий из человеческих тел: 121 переплетенное человеческое тело стремится вверх к солнцу, к свершениям, к достижению желаемого. Когда стоишь у Монолита, возникает мысль: как же мы малы, если ни к чему не стремимся. И сможет ли человек не только достичь желаемого, но хотя бы попытаться это сделать, попытаться вскарабкаться и хотя бы задержаться на высоте — вот что показывает и доказывает эта скульптура. Этот Монолит как бы разворачивает перед нами борьбу за существование, а также стремление приблизиться к Богу. Но это одновременно и фаллический символ, с помощью которого повторяется цикл жизни. Вигеланд не объяснял, что означает каждая его скульптура и какая идея была вложена в Монолит.
Вокруг Монолита расположились еще 36 скульптур. Это и скульптурные композиции, в которых участвуют старики и дети, есть мать, отец и ребенок. Все скульптурные композиции напоминают жизненные ситуации людей с их радостями, страданиями, любовью. У этих скульптур всегда останавливается много туристов, чтобы сфотографироваться на их фоне. Некоторые усаживаются рядом и даже пытаются вклиниться третьими в интимные позы скульптур. И все — ради снимка!
Четвертый уровень — это круг, где переплетается мужское и женское начало, из чего выходит много детей.
В парке Вигеланда сталкиваешься с жизнью человека-скульптора, который показал нам свой мир, свое стремление, свою мечту, свое понятие жизни. И каждый из нас примеряет эти стремления, эти мечты к себе.
В начале аллеи огромного парка — скромный памятник Вигеланду. Его лицо сосредоточенно, он находится в творческом вдохновении. В его руках молоток и резец — инструмент скульптора.
Осень как-то сказочно оказывает влияние на душевное состояние. Разноцветье красок добавляет необычные оттенки скульптурам, которыми наполнен парк. Эмоции, вызванные посещением парка, очень сильны и запомнились на всю жизнь.