Питер де Хох, «Мать и ребенок, уткнувшийся в колени». Чем они заняты?
Некоторые картины Питера де Хоха, голландского художника семнадцатого века, изображают семейные сценки: мать и ребенок, мать и двое детей. Одна из них — «Мать и ребенок, уткнувшийся в колени».
Теплый солнечный день, около полудня. Светлая комната с окном под невысоким потолком, альков с занавеской, в глубине которого видно подушки горкой и одеяло. Справа на выложенном плиткой полу сидит маленький песик, его голова обращена в сторону двери, ведущей на улицу. На стене около алькова висит стеклянный шар. Справа у окна стоит что-то очень похожее на умывальник.
…Очень интересно устройство алькова: лежанка поднята над полом чуть ли не на метр. Почему так — не очень понятно. Первая версия — чтобы было теплее в холодные ночи. Вторая версия — чтобы домашняя живность (собаки) не лазили в постель. Третья версия — чтобы маленькие дети, которые уже могут ходить, не могли забраться на такую высоту и помешать родителям. Очень может быть, что все три причины были приняты в расчет конструктором такого интересного сооружения.
Дверь в прихожую распахнута, за ней видно полуоткрытую входную дверь — открыта верхняя половина (дверь такой конструкции имеет специальное название — голландская). В прихожей и над дверью комнаты висят картины.
Стенка под витражом выложена изразцами с изображением детских игр (специалисты пишут, что на изразцах можно определить до 90 игр). В углу около двери — большая корзина для белья.
Немолодая женщина сидит на стуле и перебирает волосы ребенка (скорее всего, ищет вшей).
Лицо и фигура девочки скрыты, поэтому оценить ее возраст затруднительно. Но деталь ее платья говорит о том, что она еще в проказливом возрасте — 4 или 5 лет. Эта деталь — поводки, которые начинаются от лопаток и свисают почти до пола. Следует сказать, что это может быть и мальчик — до какого-то возраста (к сожалению, нигде не указанного) девочек и мальчиков одевали одинаково.
Почему художник написал такую картину? В этой сцене, казалось бы, нет ничего драматического, практически никакого действия, полный покой. Женщина ищет вшей. Что в этом может заинтересовать художника? Что его тронуло настолько, что побудило тратить время, холст, краски? Вероятнее всего, именно покой. Он сумел передать нечто впечатляющее в позе ребенка, уткнувшегося в колени матери. Это и полное слияние с матерью, и терпение, наверное, даже удовольствие от ее прикосновений.
Что несколько настораживает — отсутствие следов мужчины в доме. Их нет ни в каком виде. Где он, что с ним? Может быть, ушел на службу (дом явно не рабочего человека и не крестьянина, но и не дворянина или вельможи). Может быть, уехал по делам давно и далеко. Может быть, уже покинул этот мир.
Свидетели достатка: на алькове — портьера с бахромой, внутри — аккуратно уложенные подушки, стеганое одеяло. Вероятнее всего, изразцы тоже были доступны обеспеченным людям. На мысль об утрате супруга и отца наводит черный чепец на голове матери. Картины на стенах могут означать, что среди знакомых есть художники или что эти картины остались от прежней состоятельной жизни.
Супруга нет. Но жизнь продолжается. Продолжается и в таких обычных делах, как поиск вшей…