Что общего между копром и закопёрщиком?
Добыча полезных ископаемых — процесс сложный, затратный и трудоёмкий. В древности человек брал для своих нужд лишь то, что видел у себя под ногами. Позже люди стали углубляться в недра. Но делали это примитивными способами — с помощью лопаты, кирки и бадьи для подъема на поверхность из неглубокой штольни добытой руды.
Подземные рудники стали строить с использованием техники не столь уж и давно. При этом главная сложность всегда была с пробивкой вертикального ствола. Технически эта проблема решается со строительством копра.
Копры бывают разными — от сравнительно небольших по высоте до гигантских «небоскребов». В общем случае различают станковые, шатровые и башенные копры. Наибольшее распространение в горном шахтном деле получили станковые (укосные) копры. Они относительно просты по устройству, на них меньше расходуется металла. Как станковые, так и шатровые копры, могут быть разной высоты. Но максимальная для них высота — 60 метров. Выше этой отметки более надежны башенные копры.
Первые вы можете чаще всего увидеть там, где подземным способом добывается уголь. И редко какой фильм о шахтерах обходился без того, чтобы герои не стояли на фоне шахтных терриконов и работающего копра. А вот фильм, где одним из «героев» был бы башенный копёр, вы нигде не увидите. Почему? Потому, что самих таких копров — на пальцах можно посчитать. И находятся они в отдаленных от киностудий провинциях. Право, не ехать же «на край света», чтобы сделать эффектные кадры на полминуты? Но проблема будет не только с нерациональным использованием финансов, а и с тем, что «вписать» башенный копёр в кадр по высоте крайне сложно. Разве что снять издали телевиком.
В «Горной энциклопедии» четко говорится о том, что такое башенный копёр:
«Постоянное сооружение, возводимое над устьем ствола глубокой (обычно свыше 500 метров) шахты. Предназначен для размещения подъёмной машины, электрического и другого оборудования, обеспечивающего движение в стволе подъёмных устройств (клетей и скипов). Башенные копры возводят из монолитного железобетона, сборных железобетонных, металлических, смешанных строительных конструкций».
Начиная с 70-х годов минувшего века, в России (и не только в этой стране) в горном деле применяются башенные копры, позволяющие совместить во времени возведение самого копра и проходку ствола. Каркас копра собирают на площадке и затем надвигают на устье ствола. Работа для Гулливера! Посудите сами. Высота копра 80−100 метров, масса — до шести тысяч тонн! А теперь сравните. Тактико-технические данные тяжелой ракеты-носителя «Протон-М» третьей модификации (используется и сейчас): длина — 58 метров, стартовая масса — 705 тонн.
Самое время поинтересоваться тем, где находятся столь огромные горные сооружения? В основном — на Урале. Например, в Башкирии. Тут башенный копер построили на Узельгинском медном месторождении (Учалинский горно-обогатительный комбинат Уральской горно-металлургической компании). Оно было открыто в 1964 году. В 1977 году на базе этого месторождения началось строительство крупного подземного рудника. В 1991 году была введена первая его очередь и с горизонта 550 метров началась добыча медной руды. Летом 2003 года на руднике ввели в эксплуатацию башенный копёр высотой 103 метра и с двенадцатью технологическими площадками.
Высокие башенные копры находятся на Урале еще в Оренбургской, Свердловской областях. Есть они и в республиках бывшего СССР. Ну, а что общего между копрами и закопёрщиками? Как вы уже, видимо, догадались, вопрос для знатоков русского языка. В словаре Ожегова слово «закопёрщик» в просторечном значении — «Тот, кто верховодит, зачинщик». То есть находится на высоте дела и направляет его. Башенный копёр на горном производстве Урала — своего рода «зачинщик», при активном действии которого Хозяйка Медной горы отдает свои богатства с глубины.