Чему учат нас мыслители Востока? Абай
Когда речь заходит о Древнем Востоке, воображение часто рисует нам яркие ткани, затейливо задрапированные шатры и одежды, сразу представляются бесконечные шумные рынки с их изобилием и доносящимся отовсюду ароматом специй. Однако яркость и разнообразие восточной литературы нисколько не уступают пестроте восточного узора.
В 1890 году из-под пера великого казахского мыслителя Абая вышло «Первое слово». Речь идет о ключевом произведении автора «Слова назидания», в котором заключено всего 45 «слов». Каждое «слово» — рассуждение Абая на злободневные темы, маленькая притча, несущая в себе призыв, стремящаяся достучаться до сердца каждого человека, поучающая и советующая. Ведь Абай написал это произведение уже на склоне лет, анализируя все пройденные этапы своей собственной жизни и пытаясь понять поступки других людей, окружавших его. Весь багаж жизненных знаний заключен в этом небольшом, но глубоком труде. «Слова назидания» представляют собой философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Это плод не просто многолетних дум, но плод всей его жизни.
О ценности этой книги и ее вкладе в мировую литературу лучше не читать, а попытаться понять самостоятельно, а для этого ее прежде всего следует прочесть. Скажу только одно: это будет полезное вложение вашего времени, о котором вам вряд ли придется потом жалеть.
Как уже было отмечено, книга состоит из 45 «слов». Для того, чтобы совсем немного приоткрыть завесу тайн, хранящихся в этом произведении, я представлю вашему вниманию одно из «слов», в котором автор решил во вполне доступной, компактной и структурированной форме изложить, если можно так выразиться, «костяк» вопросов, больше всего тревоживших его и наталкивающих на долгие размышления.
Слово тридцать седьмое.
1. «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее».
Коротко, зато более чем емко. Во времена Абая с тем же успехом, что и сейчас, существовали люди порядочные, честно идущие к своим целям, и пройдохи, обманщики и злодеи, готовые идти по головам своих и чужаков.
2. «Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста».
Возможно, здесь речь идет о людях, которые просто любят поговорить и порассуждать вслух о жизненных принципах, необходимости вести праведный образ жизни и вообще о том, как должен жить благочестивый человек… Как жаль, что чаще всего этими разговорами любят увлекаться люди, знающие о благочестии только понаслышке.
3. «Нет уверенности в том, как воспримет мудрое слово себялюбивый невежда».
Ну что тут можно добавить? Поведение невежды всегда трудно предугадать!
4. «Помогай разумному. Содействовать неблагодарному — значит, опуститься самому».
И дело вовсе не в том, что неблагодарный не ответит никогда взаимной помощью и даже не поблагодарит. Как правило, подобного рода люди не привыкли к достойным поступкам, их жизнь и их действия — плоды их мелочности и непорядочности. К чему такое сотрудничество?
5. «Сын, почитающий лишь своего отца, — не друг народу; сын народа — и твой друг».
Абай, судя по его рассказам и выраженным мыслям, всеми силами пытался освежить в людях уважение и почитание одного чувства, которое многим людям чуждо, а для кого-то оно — просто высокое слово, не имеющее отражения в поступках, и лишь для немногих продолжающее оставаться частью их жизни — патриотизма.
6. «Сильный хоть и желает многого, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но не доволен, даже когда получает больше».
Наверное, так происходит по причине того, что сильный, имея мало, понимает, что это результат его труда и что он, трудясь дальше, сможет со временем добиться и большего. А ничтожный потому и ничтожен, что не умеет трудиться, а только просит и рассчитывает на подачки, которые, тем не менее, всегда кажутся ему недостаточными.
7. «Работающий только для себя похож на животное, которое заботится о своем брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества».
Скорее всего, смысл следует видеть в том, что эгоист едва ли сможет приобрести настоящих друзей и настоящую любовь людей. Не стоит забывать и о людях, которые рядом с нами. А высокие цели, отвечающие интересам человечества, помогают и сознанию стать выше, а это — залог успеха человека.
8. «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины».
Здесь есть смысл отметить, что сам Абай некоторое время работал волостным управителем, поэтому для него было важно совладать с толпой.
9. «Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники».
Конечно, нельзя за все свои грехи винить все свое окружение, но доля правды в этом есть. Ведь именно большинство определяет и порядки, и нормы, и моду…
10. «Будь моя власть, я бы отрезал язык тому, кто утверждает, что человек неисправим».
Сказано, конечно, очень строго, но смысл-то не в этом. Человека действительно возможно исправить. Главное, что надо исправить и сколько времени и терпения на это потребуется.
11. «Одиночество — погибель для человека. Все беды валятся на его голову. Однако мир заполняют не только беды, но и развлечения. Кто выдерживает первое? И кто не погибает во втором?»
Касательно одиночества. Часто можно услышать, что человек — существо социальное. Люди окружают одного отдельно взятого человека всегда и везде. Одиночество — привычка, которая может помешать человеку стать тем, кем он является по своей природе. А развлечения… в них действительно очень просто погрязнуть.
12. «Кто не бывал в беде! Удел слабых — терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идет лето со сверкающими озерами и густым травостоем?»
Надежда — это действительно спасательный круг для человека. Ну кто станет спорить?
13. «Безвреден — кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит».
Невозможно предугадать, когда затаенное зло выйдет наружу. Этого и следует опасаться.
14. «От радости и счастья люди теряют голову. Из тысячи лишь одному счастливцу удается сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом».
Разум и вправду следует сохранять при любых обстоятельствах.
15. «Дело ладится умением».
Конечно же, в любом деле важна не только теория, но и практика.
16. «Слава — высокая скала. Терпеливая змея взбирается на нее ползком, сокол взмывает на ее вершину в стремительном полете. Недружный народ хвалит того, кто не дошел до нее. И недалекий верит этому обману».
Каждый человек сам выбирает для себя как способ достижения вершины скалы, так и способ жизни в целом. Пресмыкаться или летать? В любом случае на каждого человека найдется хоть один «друг», который будет «сожалеть» в момент неудачи.
17. «Мир — безбрежный океан. Время — неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держится вечная жизнь».
Преемственность поколений — еще одна ключевая ценность того, да и нашего времени тоже.
18. «Нищий, прославившийся умом, выше счастливого царя. Юноша, продающий плоды своего труда, достойней старика, торгующего своею бородой».
Заслуженные плоды своего труда — ценнее и дороже, чем успех, заполученный обманом.
19. «Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем».
Хитрость и лицемерие — недостойные качества, иногда даже дающие свои плоды, но не приносящие настоящих благ.
20. «Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце — от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой — его не найдешь».
Истина, как видно, срабатывающая во все времена. Жаль только, что не все друзья умеют ценить людей, которые в самую нужную минуту умеют оказаться рядом.
21. «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».
Беспечность — заразительна, она источник многих проблем, которых есть шанс избежать. Человечность — лучшее качество человека.
22. «Гнев без силы — вдовец; ученый без последователей — вдовец; любовь без верности — вдова».
У всего должно быть основание и продолжение. Иначе все теряет смысл.
23. «Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба — и твой доброжелатель лишь ты сам».
Жаль, что поговорка «друг познается в беде» сейчас уже звучит гораздо актуальнее в перефразированном виде «друг познается в радости».
Это и были те самые вопросы, которые волновали Абая и некоторых его современников. Очень хочется надеяться и на то, что они чаще станут волновать и нас. Конечно, некоторые из мнений того времени уже могут показаться устаревшими, но, может, стоит задуматься над тем, что поменялось: на самом ли деле ценности, или все-таки мы?