Приятен ли запах оподельдока?
Слово «оподельдок» впервые встретилось при чтении «Мертвых душ» Гоголя, где Ноздрев пренебрежительно называет своего зятя Мижуева «Оподельдоком Ивановичем»:
- А я к человечку к одному, — сказал Чичиков. - Ну, что человечек, брось его! Поедем ко мне! - Нет, нельзя, есть дело. - Ну вот уж и дело! уж и выдумал! Ах ты, Оподелок Иванович! - Право, дело, да еще и нужное. - Пари держу, врешь! Ну скажи только, к кому едешь?
Спросила, что это, и мне дома ответили, что это гомеопатическое растирание. Зятя-домоседа, который умеет только «бабиться с женой», обозвали пахучим лекарством, которым он часто пользовался.
Вторая встреча:
«Швейк несколько лет тому назад, после того как медицинская комиссия признала его идиотом, ушел с военной службы и теперь промышлял продажей собак, безобразных ублюдков, которым он сочинял фальшивые родословные. Кроме того, он страдал ревматизмом и в настоящий момент растирал себе колени оподельдоком».
Третий раз то же слово встретилось у Тургенева в «Дворянском гнезде»:
«Любезная особа, — думал статский советник, пробираясь к себе на квартиру, где ожидал его слуга со склянкой оподельдока, — хорошо, что я степенный человек… только чему ж она смеялась?»
Позже его же прочитала в книге о медицине девятнадцатого века: при чахотке пили липовый чай и растирали слабую грудь оподельдоком.
Затем оно же было в книге о Марине Цветаевой, о музее, где на столике до сих пор лежат старые баночки с оподельдоком.
«Это простуда… возьмите-ка оподельдоку да и трите на ночь грудь крепче, втирайте докрасна, а вместо чаю пейте траву, я вам рецепт дам», — это И. А. Гончаров, «Обыкновенная история».
В словаре Даля слово не прошло мимо внимания: «ОПОДЕЛЬДОК м. ломотная мазь, из мыльного и нашатырного спирта с камфорой». Вот почему мне сказали, что зять Ноздрева благоухал лекарством, там ведь два вещества с острейшими запахами, причем запах камфары очень долго не выветривается.
Когда попросили «что-нибудь от артрита», я подумала, что надо бы приготовить оподельдок, и заглянула в словарь, а там:
Оподельдок (Linimentum saponatocamphoratum) — общеупотребительное средство для наружного применения против ревматизма, вывихов и т. п.; представляет легкую, белую желатиновую прозрачную и легко тающую массу. Приготовляется из раствора 40 дол. медицинского мыла и 10 дол. камфоры в 420 долях спирта; раствор фильтруется, после чего прибавляют 2 доли тимьянового масла, 3 доли розмаринового масла и 25 долей аммониакальной жидкости.
Прочитала — и делать эту мазь расхотелось. Да и ингредиентов не хватало.
Когда из Германии привезли оподельдок арники, я не сразу решилась его открыть, ведь там нашатырь и камфара. Открыв, удивилась приятному аромату. Оподельдок исполнял обещания, данные на упаковке: быстро и бесследно снимал следы ушибов. Все спортивные травмы, усталость, раздражение снимали этим оподельдоком.
Чуть позже добавили «Календулу». Она будто укутывает пострадавшее место, сохраняет в нем энергию. При ревматизме и остеохондрозе использовали «Ледум» и «Рус». О том, что в них, если верить словарю, есть нашатырь и камфора, забылось, потому что нет их там. А что есть?
«Оподельдок приготовляется смешиванием 2-х частей мыльного спирта, 1 части воды и 1 части 96° винного спирта. Приготовленный таким образом оподельдок смешивается с различными тинктурами в соответствующем соотношении: 3%, 5% и 10%». В общем, эмульсия.
Тинктура — это настой вещества, его вытяжка, еще ни разу не потенцированная, или, говоря упрощенно, не разведенная. О потенцировании хорошо знают те, кто не поверил в миф о развенчании мифа. Это интересная история, но не все сразу. Гомеопатия — это слишком большая тема, одного абзаца для рассказа о ней никак не хватит.
Итак, оподельдоки не отравляют атмосферу, не мучительны для обоняния и ими вполне удобно пользоваться. Действенность «Арники» при ушибах проверена многократно.
Спортсмены и родители, обратите внимание на этот оподельдок, не пожалеете!