Китайская императрица Цы Си – тиран или жертва обстоятельств?
Знала ли молодая девушка, почти девочка, названная родителями нежным именем Орхидея, что станет грозной и жестокой правительницей огромного государства? Что забудет все человеческое, потеряет чувство меры и спокойно будет всю жизнь убивать? А если бы знала, попыталась бы изменить свою жизнь? Вышла бы скорее замуж за своего нареченного — юношу по имени Жунлу, чтобы не попасть в гарем императора Китая?
В 16 лет будущую императрицу-тирана забрали из семьи в гарем императора Саньфэня. Но это еще не счастье. Счастье — попасться ему на глаза и заинтересовать его. Орхидее это удалось. Путем жесточайшей экономии (в то время как другие наложницы тратили полученные из казны на свое содержание деньги на наряды) девушка скопила приличную сумму и просто подкупила приближенного к императорскому ложу евнуха.
Сумев придумать этот ход, она сумела и привязать к себе владыку. Наследника у императора не было. Орхидея и тут не растерялась, а быстро забеременела. Но есть версия, что ребенок не ее. Есть даже предположение, что и не Саньфэня. В самом деле, стареющий правитель ее, что ли, ждал всю жизнь и не обзаводился детьми? Возможно, он был бесплоден. Как теперь узнать правду? Тем не менее официально — родился сын от любимой наложницы, наследный принц Тунчжи. Жена-императрица у Саньфэня уже была, но детей в этих отношениях не было.
Мгновенно взлетев над всем женщинами в гареме, теперь уже Цы Си, мать наследника, не остановилась почивать на лаврах. Сын — только ступенька на пути к власти. И не в гареме, а во всем Китае. Несчастный случай, случившийся с императором (он чуть не утонул, но сильно при этом простудился и умер), как нельзя пришелся кстати. Что терять? Цы Си, которая уже обзавелась своим собственным окружением, забрала себе все властные полномочия, для начала завладев императорской печатью.
А далее полетели головы. Всех недовольных таким поворотом — казнить.
Императоры Поднебесной были особами священными, их поступки и поведение не могли обсуждаться в принципе. При таких регалиях трудно остаться душевным человеком. Трудно вообще быть человеком, когда тебе с детства повторяют ежеминутно, что ты будущий «Сын неба» и никак не меньше. В истории Китая известно много императоров, отличившихся жестокостью, но мало кто мог сравниться с Цы Си. И то были мужчины. Надо было очень постараться, чтобы заслужить прозвище «Дракон». Тем более женщине. Тем более женщине на троне в Китае.
Императрица Цы Си не была царствующей императрицей официально, она была императрицей вдовствующей. И прибрала власть к рукам, опираясь на свое регентство. Власть — самый сильный наркотик. Ну и что, что она императрица не по крови? К хорошему привыкаешь быстро. Человек, наделенный неограниченными возможностями, очень скоро перестает ощущать себя человеком и начинает ощущать себя высшим существом. И все свои мысли и поступки считать единственно верными.
Могла ли Цы Си идти другим путем? Вряд ли. Сначала надо было выжить в гареме, затем удержаться у власти. Если бы не она, то ее уничтожили бы наверняка. Это, конечно, не оправдание, но иного пути в мире, где правили жестокие законы, не было. Другое дело, что императрица, мягко говоря, «увлеклась».
Цы Си вряд ли когда-нибудь задумывалась, правильно ли она поступает, когда, достигая своих целей, использует такие чудовищные средства. А если и задумывалась, то угрызениями совести не мучилась. Людей ведь не просто казнили, а часто делали это с особой жестокостью. Впрочем, в истории Поднебесной это не ново. Казни там совершались разными изощренными способами всегда, пока Китай был императорским.
Но то были акты законные, необходимые, люди осуждались за конкретные преступления. А Цы Си могла отправлять на казнь просто не угодивших ей. И без суда и следствия. Убивать и запугивать вошло у нее в привычку. Есть слухи, что у императрицы было много любовников: красивых юношей приводили к ней на одну ночь, а затем просто убивали.
Цы Си была сторонником полной изоляции Китая от иностранцев. Называла их не иначе, как «чужеземными дьяволами». А вместе с тем сама не чуралась использовать достижения иностранного прогресса: императрица увлекалась фотографией, была первым в стране фотографом-любителем. Интересовалась электричеством. Очевидцы рассказывали, не без иронии, что видели престарелую правительницу, разъезжающую по своим покоям на трехколесном велосипеде.
Так зачем же запрещать во всей стране то, что нравится самой? А затем, что если поменяется веками устоявшийся социальный и экономический уклад в стране, то «священная» власть императоров Китая перестанет быть священной. Нарушится национальная самобытность государства. Цы Си была прекрасно образованна и знала обо всем, что творится в других странах. Особенно пугали правительницу революции, уже давно отгремевшие в европейских державах. Какая еще революция? Это чтобы она еще у какого-нибудь парламента разрешения спрашивала, что ей делать, а что нет? А представить революцию в масштабах численности населения Китая?
Никогда! Поэтому всех иностранцев с их антимонархической идеологией — вон гнать. А такие были. Иностранные державы давно положили глаз на людские и природные ресурсы Поднебесной. Их планы, в общем-то, были прозрачны. Императрица это понимала. Вместе с тем ее методы не способствовали укреплению власти, а наоборот, ослабили ее. Цы Си ненавидели все. И аристократы, и чиновники, и простой народ.
А методы были ужасающими. Не погнушалась Цы Си и убийством собственного сына. Может, этим и объясняется версия, что Тунчжи вовсе и не был ей родным. Да и придворный этикет не способствовал любви между сыновьями правителей и их матерями. Родив наследника, императрица могла видеть сына не более десяти раз в год. Какая тут любовь, мать и сын становились чужими. Но таков был обычай в императорском Китае.
Воспитывая Тунчжи, следуя указаниям его матери, евнухи развращали молодого человека как могли. Скорее всего, принц умер от дурной болезни, которую подхватил в очередном притоне. Его беременную жену довели до самоубийства. Цы Си выбрала другого наследника — своего племянника, и спокойно продолжила «царствовать».
Изоляция Китая не способствовала развитию экономики, а угроза иностранной интервенции действительно имела место быть. При таких обстоятельствах надо было армию усиливать, оборону укреплять. Императрица же тратила богатства Китая только на себя и свое окружение. Она жила в настоящей, даже вопиющей, роскоши. Ей нравилось осознавать, что все сокровища принадлежат ей, женщине из обедневшего, хоть и знатного рода.
Цы Си спровоцировала народное недовольство против иностранцев. А народ может быть опасен, если разозлится. Умело распускались слухи о том, что во всех проблемах обедневших (а таких было большинство) людей виноваты чужеземцы. Начались настоящие погромы и убийства. В том числе и на территориях иностранных посольств. Правительства других стран прислали войска на помощь своим гражданам, и Цы Си пришлось бежать. Позже ей придется смириться с переменами, тем более что подросший племянник тиранши, став императором, взял позицию, противоположную теткиной. Гуансюй, будучи человеком порядочным и умным, никогда с Цы Си не ладил.
Странно, но жестокая правительница могла, когда хотела, произвести очень хорошее впечатление. Некоторые иностранные путешественники остались весьма довольны от встречи с ней. Они отмечали ее приветливость и необыкновенную моложавость. Императрица тщательно ухаживала за своей внешностью.
И привязанности у императрицы были. Многих своих родственников Цы Си назначила на хорошие должности, переженила или замуж удачно выдала, а престарелую няню забрала во дворец и окружила заботой. Значит, не чуждо ей было что-то человеческое?
Своего племянника Гуансюя императрица-тиран пережила на сутки. Молодой человек, предположительно, был отравлен. Происки тетки? Но она сама уже была смертельно больна. По привычке убила? Или из ненависти: ведь он был в оппозиции к ее власти.
Есть сведения, что умирая, Цы Си прошептала: «Никогда не допускайте к власти женщину». Что это? Может, все эти зверства — просто месть всему миру за отобранную еще в юности любовь? Ведь выйди Орхидея замуж, не пришлось бы ей бороться за место под солнцем, а затем стараться удержаться на нем, прибегая к таким жестоким методам.
Умерла Цы Си в 1908 г., продержавшись у власти 47 лет.